Познавательное

  • Жовтневый загс

    Б. Т. Лихачев преподаватель педагогики Московского педагогического колледжа №6 Е. М. Куделина Куликова Т. А. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник

    ^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ...


Современное

  • Какая семья многодетная

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования *

    Методы социально-психологической диагностики проблем семьи………. с.1

    Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. с.22

    Консультирование в ситуации развода……………………………………………………с.32

    ^ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ...


  • Здоровая семья кожухово

    Б. Т. Лихачев преподаватель педагогики Московского педагогического колледжа №6 Е. М. Куделина Куликова Т. А. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник

    ^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

    В последние годы усилилось...


  • Заявление о согласии на развод

    Б. Т. Лихачев преподаватель педагогики Московского педагогического колледжа №6 Е. М. Куделина Куликова Т. А. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник

    ^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

    В последние годы усилилось...


Новое

  • Доходы семьи

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования *

    Методы социально-психологической диагностики проблем семьи………. с.1

    Консультирование семьи по поводу сложностей...


Методики исследования семьи

Б. Т. Лихачев преподаватель педагогики Московского педагогического колледжа №6 Е. М.

Куделина Куликова Т. А. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник

^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как вос­питательного института со стороны педагогики, психологии, социо­логии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ог­раничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, кото­рые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем све­те, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «откры­вается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положительное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-псхилогических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности ро­дителей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Та­ким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи, которые лимитируют получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.

Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав челове­ка, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, опре­деляются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашне­го воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются дан­ные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны сущест­ву изучаемого предмета и конкретному продукту, который про­гнозируется исследователем. Так, при изучении семьи и домашне­го воспитания весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны раз­работка некой новой педагогической конструкции и проверка ее эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход ее жизнедеятель­ности. Прибавьте к этому постоянный «глаз» экспериментатора, ведущего работу, неизбежную «прозрачность» жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследовани­ях, посвященных обсуждаемой проблеме, ученые активно привле­кают родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в усло­виях семьи. Таким образом консультация психолога семья, например, исследования Е.П.Арнаутовой, Т.М.Бариновой, В. И. Безлюдной, Г.Н.Гри­шиной, Н.А.Стародубовой.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы: социологические опросы, интервью­ирование и анкетирование. Метод интервью требует создания ус­ловий, располагающих к искренности респондентов. Продуктив­ность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке, контакты ученого испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается из­вестной гибкостью по возможности получения и обработке полу­ченного материала. Используются разные виды проведения анке­тирования: контактное (сам исследователь организует анкетирова­ние и собирает опросные листы), заочное (в основе - корреспон­дентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются разным рес­пондентам, а потом возвращаются к исследователю).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей (респондентов) возможны разные типы анкет: открытая (содержит вопросы, на которые предстоит ответить ис­пытуемому); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновре­менно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов).

При изучении семьи социологами преобладает заочное анкети­рование с закрытым типом анкет. Педагоги чаще прибегают к оч­ному анкетированию и отдают предпочтение открытым и смешан­ным типам анкет. При изучении опыта домашнего воспитания кон­кретных семей более продуктивны анкеты, подписанные респон­дентами, но следует учесть, что ответы могут быть не совсем прав­дивыми. Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в закры­той анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответы «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разра­ботке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о совре­менной семье и одновременно ставят загс медведково перед необходи­мостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т.д. Так, например, исследова­тель специально вовлекает родителей в совместную с ребенком дея­тельность с тем, чтобы показать способы оптимизации эмоциональ­ного взаимодействия посредством использования народных игр (Г.Н. Гришина), произведений фольклора (Г.В. Лунина), театрализо­ванных игр (Р.К. Сережникова), чтобы подсказать пути совершен­ствования игр детей (В.М. Иванова). Во многих педагогических, психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно изучается, и корректируется педагогиче­ская позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Арутюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева). В результате такого под­хода исследователя к респондентам (родителям) они рассматрива­ют предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашне­го воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не загс г ульяновска решение загс тверского района г москвы задач, но и при­нятие новых норм поведения, способов воздействия на детей. Та­ким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи на­блюдается тенденция превращения методов науки в методы воронежский загс деятельности специалистов.

Подобную роль играет и такой метод исследования семьи, как психолого-педагогический тренинг. Им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг дерево семьи, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого-пе­дагогического тренинга могут быть «Знаю ли я своего ребенка», «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца» и др. При умелом руководстве исследователя группа участников тренинга превра­щается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Иск­лючаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения пе­реживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображе­ниями и представлениями и одновременно слушать и слышать дру­гого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфи­денциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компе­тентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семей­ном воспитании.

Итак, современные науки используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного ин­ститута.

^ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ

В объективной информации, характеризующей домашнее воспи­тания, нуждается не только наука, но и каждый педагог дошколь­ного учреждения. Цели получения этой информации заключаются в том, чтобы составить представление о семье, ее воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего воспитания помо­жет педагогу оказывать целенаправленное влияние на педагогиче­ский процесс в семье. Овладение методами изучения опыта семей­ного воспитания является важным условием для согласования вос­питательной деятельности семьи и других социальных институтов (дошкольного учреждения, школы и др.).

Предметом изучения дошкольного учреждения является семей­ный опыт воспитания. Выше уже говорилось о том, что опыт до­машнего воспитания складывается под влиянием многих факторов, где важнейшее место занимают межличностные взаимоотношения в семье. Затруднения возникают при получении объективной ин­формации о морально-психологической атмосфере семейного кол­лектива, о личностных качествах членов семьи, сложившихся взаи­моотношениях.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, по­этому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам свой, состав­ленный с учетом рекомендаций ученых (В.В.Котырло и С.А.Ладывир).

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родите­лей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспи­тании ребенка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи.

дружелюбный тон обращения друг к другу;

изменчивый, противоречивый характер отношений;

своеобразная автономность каждого члена в семье

3. Цель домашнего воспитания ребенка.

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного пе­риода детства в формировании личности ребенка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка, здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей

наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению,

ограниченность знаний и податливость к педагогическому про­свещению;

низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобрете­нию.

7. Особенности воспитательных воздействий:

участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания, член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, ус­ловий для полноценного развития ребенка.

8. Организация совместных форм деятельности в семье:

общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семей­ные дела, заботы;

дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению.

высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;

настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не ви­дят необходимости сотрудничества;

перекладывают краснооктябрьский загс воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;

безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспита­нием собственного ребенка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с по­мощью различных методов, среди которых наиболее распростра­ненными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организа­ции, и в содержании, более неформальной атмосферой и отноше­ниями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не долж­на быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких мо­ментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно-корректируе­мый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на ос­нове предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие уме­нием направлять разговор в нужное русло. Педагогу важно пользо­ваться методом эмпатического слушания (К.Роджерс, Т.Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике). Следует, как образно говорит Е.Р.Смирнова, стараться «примерить обувь другого человека», т.е. представить свои чувства в сходной ситуации. Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседни­ка, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица со­беседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо прояв­лять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств чле­нов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать положительные свойства, создавать определенную «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целена­правленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодейст­вие с ребенком. Обычно это бывает в часы утреннего приема и во время ухода ребенка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональ­ной привязанности, культуре общения. По тому, о чем расспраши­вают родители ребенка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об от­ношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес роди­телей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Педагог использует не только наблюдение со стороны, но и включенное наблюдение. Для этого создаются специальные ситуа­ции: совместный труд, досуг, занятия с родителями и детьми, ко­гда педагог может увидеть те стороны семейного воспитания, ко­торые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. На­пример, непослушание Алика - ответная реакция на авторитар­ную позицию папы, нарушение Светой правил и норм поведения - результат несогласованности воспитательной тактики мамы и папы и т.д. Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэто­му рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений, в организа­цию экскурсии. Обычно в таких ситуациях все взрослые чувству­ют себя ответственными за детей (а не только за своего ребенка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приемы своих по­мощников, что дает основание судить о стиле, методах домашне­го воспитания.

Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приот­крыть такой метод, как выполнение ребенком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог спе­циально конструирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педа­гог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер ее помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребенка и т.д. Анализ результатов наблюдения, подкреп­ленный данными, полученными с помощью иных методов, прольет свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребенка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьей, уси­лить свою образовательную работу в группе по этому направле­нию. Так, по тому, как мама, оттеснив дочь, быстро выстирала ку­кольное платье, можно сделать предположение о причине лености девочки, ее стремления переложить выполнение обязанностей (дежурство, уборка игрушек) на других детей. А Сашу мама под­бадривала, ненавязчиво направляла, удивлялась его ловкости и умелости. Видимо, таким стилем руководства деятельностью сына удалось воспитать в нем чувство уверенности в себе, ответствен­ность. Педагог делает для себя наметки: «Надо почаще приглашать маму Юли в группу: пусть увидит, как охотно трудятся другие дети, какое они от этого получают удовольствие. Сашину маму попрошу помочь мне в проведении консультации на тему «Растим детей са­мостоятельными».

Естественно, что по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

Много фактов для понимания ребенка, тенденций его развития дает методнаписания родителями (вместе или кем-то одним) мини-сочинения «Мой ребенок». Беседуя с разными членами семьи о ха­рактере ребенка, его интересах, способностях, любимых занятиях, «слабых» и «сильных» сторонах его развития, дополняя это своими наблюдениями, педагог имеет возможность составить независимую характеристику воспитанника.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспи­тания, преследуя прежде всего интересы ребенка. На основе полу­ченных материалов можно решать задачи взаимодополнения се­мейного и домашнего воспитания, повышения результативности и того, и другого.

^ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близ­ким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить трудно. Как, на­пример, узнать, кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытывает привязанность, как видит свое ме­сто в семье и т.д. Конечно, об этом и многом другом, связанном с эмоциональными привязанностями ребенка, со степенью его при­ятия-неприятия в семье и т.д. можно расспросить родителей, ба­бушку, дедушку и других родственников, но тогда мы получим их видение проблемы, которое не всегда отражает истинное положе­ние дел. Поэтому имеются специальные методики, с помощью ко­торых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье, его представления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близ­ких людях и т.д.

Рисуночная методика. Ребенку предлагают нарисовать свою семью, не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать: «Рисуй так, как тебе хочется». По окончании рисунка уточняются некоторые детали, ребенок называет изображенных членов семьи («Это мама, это я»). Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, как расположены, как сгруппированы члены семьи, насколько удалены друг от друга, место нахождения самого ребен­ка среди них, с кого ребенок начал рисовать семью, на ком кончает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом, кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей и т.д.

Психологи научились «считывать» заключенный в детском ри­сунке смысл. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психиче­ского дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семей­ных взаимоотношений, в которые вовлечен маленький художник. Если же на рисунке отсутствует сам художник, то это сигнал кон­фликта между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. Впрочем, когда ребенок вместо семьи рисует только одного себя, то это - крик одиночества, грозный признак семейного небла­гополучия. Рисунок без кого-то из родителей или других реальных членов семьи (например, младшего брата) означает, что «забытый» родственник - источник дискомфорта, переживаний и мучений ре­бенка. Но бывают случаи, когда ребенок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку. Авторитетность членов семьи ребе­нок подчеркивает размерами фигур, поэтому для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги: такие они высокие! С них обычно и начинается созидание семейного портрета. Когда ребенку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего - в центре между родите­лями. А вот если на семейном портрете маленький художник нарисо­вал себя после братьев и сестер, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Об эмоциональной близости или, напротив, разобщенности родст­венников автор семейного портрета заявляет большей или меньшей «плотностью» их размещения. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены. В неблагополучных, конфликт­ных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от дру­га, а пространство между ними заполнено вещами, предметами, ма­лознакомыми людьми.

Казалось бы, такая малость - детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при гра­мотном Льготы на кредит многодетным семьям представляет собой своеобразную диа­гностику внутрисемейных отношений.

Модификация рисуночной методики «Моя семья» в «Семью, ко­торую хочу» дает возможность приоткрыть завесу его тайных жела­ний, несбывшихся надежд. Интересно, что дети не рисуют себя в бу­дущем, когда вырастут, станут взрослыми. Нет, они рисуют семью, которую хотят иметь сейчас, а не много лет спустя. Ребенок конст­руирует семью таким образом, чтобы ему было в ней уютно, тепло, надежно. Для этого он устраняет одних родственников, меняет мес­тами других, «передвигает» себя поближе к маме, папе, рисует на ко­ленях собачку, о которой так страстно и долго мечтает, и т.д.*

* Подробнее о рисуночных методиках рекомендуем почитать в книгах: ^ Баркан А.И. Его Величество ребенок. – М. 1996; Лосева В.К. Рисуем семью. М. 1995.

Проективные методики основаны на принципе проекции - пе­ренесении на других людей своих собственных потребностей, от­ношений, качеств. Ребенку предлагаются те или иные задания, которые можно выполнить по-разному, в зависимости от его жизненного опыта, представлений об окружающем мире, потреб­ностей и желаний. Для изучения особенностей семейного воспи­тания можно использовать игровые задания, методики коммен­тирования картинки, методики завершения рассказа, неокончен­ных предложений.

Игровые задания. С целью выявления эмоционального климата пе­дагог может привлечь ребенка к своеобразной игре «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить». Предлага­ются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события (маль­чик разбил чашку, упал в лужу, бьет малыша, чистит свои ботинки, держит в руках розу, дергает кошку за хвост, девочка вытирает пыль, поливает растения, убирает постель, помогает маме нести сумку, ест конфеты из пакета, спрятавшись в укромное место, стоит перед дверью квартиры с котенком на руках и др.). Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя их героем, а затем разло­жить следующим образом. Если маме (папе, бабушке) поступок по­нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, то - к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание судить об отношении взрослых к ребенку (бывают семьи, членов ко­торых ничто не радует в поведении ребенка), о согласованности в домашнем воспитании (у разных членов семьи одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции), о ценностях семьи (что именно радует и печалит взрослых).

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди предъявляются картинки, изображающие обычные семейные сцены (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа; мальчик помогает маме мыть посуду, входит папа и т.п.). Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и «озвучить» (Как ты думаешь, что мама сказала проснувшейся дочке? Что говорит папа сыну, который смотрит те­левизор?). Ребенок рассказывает о картинке, исходя из своего лич­ного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями, заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в сходной ситуации. Например, слова папы, заставшего сына за мытьем посуды: «Заканчивай скорее и приходи играть в шашки!», «Ничего интереснее не придумал!», «Ты что - девочка? Марш из кухни!» Оказывается, что не во всех семьях проснувшемуся утром ребенку желают доброго утра, говорят лас­ковые слова. Значительно чаще дети слышат: «Быстро вставай, а то я опять на работу из-за тебя опаздаю!»

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку со­чинить вместе рассказ о мальчике (девочке): «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень методики исследования семьи, а братишка с инте­ресом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстрои­лась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации. У некоторых детей мама успокоила де­тей: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все при­ведем в порядок! Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате». Концовки рассказов других детей были грустными: «Мама наказа­ла Лизу за то, что она неряха!»

Методика неоконченных предложений используется достаточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предло­жение (фразу), а ты закончишь». Например: «Когда я прошу купить мне мороженое, папа. », «Если я упаду или ударюсь, то мама. », «Если я плохо мою руки, то мама. », «Если у мамы болит голова, то мы с папой. », «Мама хвалит меня, если я. », «Бабушка огорча­ется, когда я. ».

Дети любят играть, поэтому целесообразно использовать игры с семейной тематикой для выявления их представлений о семье, осо­бенностях взаимоотношений «взрослый-ребенок». А.Д.Кошелева предлагает такую методику. Педагог играет роль ребенка, а ребе­нок становится мамой (папой). По ходу игры «ребенок» (педагог) обращается к «маме» с просьбами: разрешить заниматься каким-то делом, почитать книжку, поиграть с ним и т.д. Одним словом, как и в проективных методиках, предлагаются ситуации, очень близкие каждодневному опыту ребенка, неоднократно воспроизводящиеся в жизни. Приведем пример разрешения такой ситуации ребенком. «Ребенок» (педагог): «Мама, поиграй со мной!» - «Мама» (ребе­нок). «Играй сама! Мне некогда!»

Проективные методики игровые методы помогают педагогу увидеть «глазами ребенка» привычные для семьи действия, обра­щения, оценки, стереотипы повседневного общения. Зачем педаго­гу такие знания? Для корректировки своей позиции в отношении каждого ребенка. Ведь может открыться, что ребенок, внешне бла­гополучный, на самом деле чувствует отчужденность в собственной семье. Значит, педагог должен восполнить дефицит тепла, быть особенно чутким и внимательным к нему. Возможно, что своим отношением к ребенку он повлияет на позицию родителей, а если это не удастся, то станет посредником между ребенком и его роди­телями. Поможет им понять собственного ребенка, убедит в необ­ходимости изменения отношения к нему.

При изучении семьи «глазами ребенка» от педагога требуется особый такт, чтобы не нарушить этические нормы. Недопустимы обсуждения полученных данных с кем-либо, в том числе и с роди­телями, особенно в присутствии ребенка. Педагог должен постоян­но помнить, что он с помощью научных методов проник в тайные уголки души ребенка, заглянул в ту сферу семейной жизни, которая обычно оберегается от посторонних глаз. Такое вторжение в част­ную жизнь семьи, во внутренний мир ребенка оправданно настоль­ко, насколько будет использовано в интересах ребенка. А если пе­дагог это сделать не может, не хочет, то и не следует изучать семью «глазами ребенка».

Задания

1. Вам предстоит объяснить молодому специалисту необходимость изучения опыта семейного воспитания. Как вы это сделаете докаже­те целесообразность использования разных методов изучения семьи и домашнего воспитания, напомните о методики исследования семьи значимых качествах (такт, педагогический оптимизм, педагогическая зоркость, эмпатия), поможете понять направления практического «применения» полученных данных об особенностях семейного воспитания?

2. Объясните, почему педагог должен представлять себе, как родите­ли того или иного ребенка относятся к дошкольному учреждению, что ждут от общественного воспитания. Определите методику изуче­ния отношения родителей к дошкольному учреждению.

3. Представьте, что вас волнует недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков у детей группы, где вы проходите педагогическую практику. С помощью каких методов вы будете изучать опыт семей в воспитании этих навыков?

4. Составьте план специально созданной педагогической ситуации, в основе которой - неформальное общение педагога, родите­лей, детей. Объясните, что может педагог «извлечь» из этой ситуации для уточнения, углубления своих представлений об особенностях до­машнего воспитания в семьях.

5. Разработайте методику выявления у детей представлений о труде их родителей.

6. Объясните суть проективных методик. Сформулируйте рекомен­дации к их использованию.

Читайте далее:

КОММЕНТАРИИ


Отправил(а) Анна Родина в 16:11

В глазах значительного числа исследователей агамия выступает как запрет браков внутри рода.

_____________________________________________________________________


Отправил(а) Катя Томская в 17:10

Они договорились, что жена отвечает за внутреннюю часть дома, а муж за внешнюю, что он все во дворе решает, все проблемы, колодец, забор, а жена все внутри.

_____________________________________________________________________

Оставить комментарий


Популярное

  • Группы индоевропейской семьи языков

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования *

    Методы социально-психологической диагностики проблем семьи………. с.1

    Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. с.22

    Консультирование в ситуации развода……………………………………………………с.32

    ^ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ...

  • Максим семей

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования *

    Методы социально-психологической диагностики проблем семьи………. с.1

    Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. с.22

    Консультирование в ситуации развода……………………………………………………с.32

    ^ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ...

  • Казарновская семья

    Б. Т. Лихачев преподаватель педагогики Московского педагогического колледжа №6 Е. М. Куделина Куликова Т. А. К 90 Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник

    ^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

    В последние годы усилилось...

Подписка на статьи

Интересное

  • Бронирование загс

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования...


  • Буланова развод

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования...


  • Благотворительный фонд семья

    Лекция 4 Методы диагностики проблем семьи. Основы семейного консультирования

    ЛЕКЦИЯ 4

    Методы диагностики проблем семьи.

    Основы семейного консультирования...