Познавательное

  • Акция для молодых семей

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения;...


Современное

  • Вко г семей

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Винокурова И.Ю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Основным типом современной вепсской семьи является малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов и их неженатых детей или супругов, детей и кого-либо из родителей супругов. Количество членов в...


  • Вместе дружная семья

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения; воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

    Тип урока :     комбинированный.

    Оборудование. портреты...


  • Взаимоотношения в семье аргументы

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Винокурова И.Ю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Основным типом современной вепсской семьи является малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов и их неженатых детей или супругов, детей и кого-либо из родителей супругов. Количество членов в...


Новое

  • Андреев рассказ о семи повешенных

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения;...


Бытовая характеристика семьи

«Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения; воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

Тип урока :     комбинированный.

Оборудование. портреты И. Нечуя-Левицкого, памятка «Учим анализировать прозаическое произведение».

Нечуй-Левицкий - «артист зрения», «всеохватывающий глаз Украины»

Ход урока

I . Мотивация учебной деятельности учеников.

объявление темы и цели урока

II . Актуализация опорных знаний

  • Как вы представляете литературный процесс? Запомните, что место каждого писателя в нем бытовая характеристика семьи временем его выступления на литературную арену и ценностью творческого задела, в частности степенью новаторства.
  • Определить общее и отличное в антоним развод художественный намек, художественная деталь, художественный образ, словесная картина. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
  • Какие виды комического вы знаете? Чем они подобны и чем отличны? Назовите известные вам средства создания комического?

2. Мини-дискуссия, ограниченная временем

Создать выступление (диалог) «Место литературы 90-х гг. ХIХ ст. в общеевропейском контексте.

Разгадывание кроссворда «Реализм» (самостоятельно составленного дома).

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

1.   С. Нечуй-Левицкий глубоко и в совершенстве знал жизнь, быт

украинского крестьянства. В пореформенной действительности он находил новую барщину, так как крепостничество в наследство народным массам оставило бедность и религиозный дурман. Это порождало ежедневные мелкие распри между семьями и соседями, отравляла будни

и без той тяжелой крестьянской жизни.

Художественным совершенством и правдивостью изображения быта дореволюционного села «Кайдашева семья» занимает выдающееся место среди других произведений украинской, да и не только украинской, литературы на эту тему.

Это - классический образец социально-бытовой повести.

2.   Выступления учеников-«критиков»

1-й ученик

Жизненная основа произведения

Лучшие черты простых людей не закрывали от наблюдательного глаза писателя и того отвратительного, что было рождено социальной действительностью пореформенных эпох. В 1879 году вышла повесть И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья». Ее можно назвать целой эпопеей жизни украинского села в первые десятилетия после реформы 1861 года. В произведении изображается быт крестьянской семьи после отмены крепостничества. Из комических сцен жизни семьи Кайдашей вырастает реалистическая и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства, темного, забитого веками барщины, разъединенного новыми капиталистическими порядками.

Своеобразность композиции и стиля

И. Франко писал, что «Кайдашева семья» с точки зрения «на высоко-артистичное изображение крестьянской жизни и хорошую композицию принадлежит к наилучшим видам украинского писательства». В изображении жизни пореформенного украинского села Нечуй-Левицкий придерживался традиций гоголевской реалистической школы, которая требовала от писателя точно и подробно рисовать не только портреты, поведение и навыки персонажей, а и ту социально-бытовую среду, в котором действуют герои. Этими реалистическими принципами обусловлена композиция «Кайдашевой семьи».

Повесть скомпонована из сцен, ситуаций крестьянского быта, в которых раскрываются темнота, ограниченность, эгоизм, рожденные законами тогдашней действительности.

А социальный конфликт в повести усиливается психологическим, что возникает из тех безобразных черт и привычек в характерах героев, которые сформировались в условиях крепостнического и капиталистического порядка. Сквозь всю «Кайдашеву семью» проходит контраст между миром природы и миром жалких человеческих взаимоотношений. Его замечаем уже в экспозиции произведения.

Начинается повесть описанием местности, среди которой раскинулось село Семигоры. Лес, как зеленое море, ставки в камышах, левады, две полоски белых домов, будто две нитки бус жемчуга на зеленом поясе,- все манит к себе, настраивает читателя на лирический порядок, и ему хочется видеть и жизнь людей в гармонии с этой красотой. И уже фигура изнуренного трудной бытовая характеристика семьи старика Кайдаша, который на темном фоне поветки напоминал монаха, с резкой противоположностью к брак дева и весы описанию местности.

Экспозиционными сценами, которые знакомят читателя с местом действия, персонажами произведения, есть разговор братьев Кайдашей о девушках, ухаживании Карпа за Мотрей, смотрин у Довбышей.

Во внешности героев Нечуй-Левицкий умеет мастерски передать их темпераменты, наклонности, привычки. Чтобы раскрыть ведущие черты характеров персонажей, заметное место в экспозиции произведения писатель отводит портретам Кайдаша, Кайдашихи, Карпа, Лаврина, Мотри.

Завязка конфликта в семье Кайдашей наступает после бракосочетания Карпа с Мотрей. Появление молодой семьи вызвало между родителями и детьми споры за «мое» и «твое», расшевелило мелкособственнические инстинкты и страсти Кайдашей.

Самые напряженные моменты семейного быта писатель воссоздает в острых, выхваченных из жизни диалогах. С их помощью автор произведения раскрывает психологию героев, усиливает реализм изображения картины, предоставляет напряженности и динамичности сюжетной линии повести. Благодаря мастерству диалогов повесть во многих местах читается как драматическое произведение. Изображая нарастание конфликта между Кайдашами, автор в эпический рассказ вводит острокомические сценки, смешные ситуации (приключения пьяного Кайдаша, приключения с Кайдашихой во время поездки на смотрины в Боевцы), которые напоминают народные анекдоты интермедии.

Преисполнены комизмом эпизоды семейной жизни Кайдашей. Кайдашиха и Мотря, соревнуясь за первенство в домашних делах, бьют горшки друг другу, сидят в неметеном доме и т.п. Юмор Нечуя-Левицкого идет от самой жизни, от народного творчества и является одной из сильнейших и своеобразных особенностей таланта писателя. Этот юмор имеет разные оттенки: от добродушной шутки до сатирического смеха, в зависимости от того, на кого он направлен.

В последних разделах сатирическая струя повести доходит до своего высочайшего напряжения. История с кружкой (VIII раздел), когда из-за копеечного кувшина человеку выкололи глаз, является кульминацией повести.

Комические сцены создает писатель с помощью контраста между возвышенным, героически-эпическим характером рассказа и теми мелочными, никчемными поступками героев, о которых идет речь. Описание очередной баталии между семьями братьев Кайдашей (IX воспитательная функция семьи начинается словами, близкими к народным думам: «Не черная туча с синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к плетню».

«Не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к плетню старая Кайдашиха, а за ней выбежали из дома Мелашка с Лаврином, а за ними повыбегали все дети».

Заканчивается повесть ссорой семей за грушу, которую посадил Лаврин, а во время распределения земли она оказалась на Карповом огороде. Развязка повести неожиданная. Груша засохла, и семьи помирились. В обеих усадьбах настали мир и тишина. Читатель хорошо понимает, что настало временное перемирие между семьями, что причинам для ссоры и вражды не будет конца, так как их порождают индивидуалистические инстинкты, так щедро развитые в героев повести.

Высокое мастерство реалистического изображения у Нечуя-Левицкого кроется и в языке его повести, пересыпанном жемчугом устного народного творчества, преисполненной разнообразием сравнений, то лирической, то комической, то сатирической окраски. Это же о ней М. Коцюбинский в одном из писем писал: «Какой прекрасный язык! Читал - будто погожую воду в жару пил».

Если Вам понравилось сочинение на тему: «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции. тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

Читайте далее:

КОММЕНТАРИИ


Отправил(а) МГЭУ им. А. Д. Сахарова '07 в 09:35

Семья и брак Интересно?

_____________________________________________________________________

Оставить комментарий


Популярное

  • Брак овна и стрельца

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения; воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

    Тип урока :     комбинированный.

    Оборудование. портреты...

  • В древнем египте брак

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева семья»; оказывать содействие выработке навыков определять жанр, композиционный состав произведения; воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

    Тип урока :     комбинированный.

    Оборудование. портреты...

  • Взаимодействие с семьями воспитанников доу

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Винокурова И.Ю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Основным типом современной вепсской семьи является малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов и их неженатых детей или супругов, детей и кого-либо из родителей супругов. Количество членов в...

Подписка на статьи

Интересное

  • Браки между мужчинами

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Винокурова И.Ю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Основным типом современной вепсской семьи является малая семья,...


  • Афразийская семья языков

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Винокурова И.Ю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО БЫТА

    Основным типом современной вепсской семьи является малая семья,...


  • Агентство дружная семья

    «Кайдашева семья» – социально-бытовая повесть-хроника. Особенности сюжета и композиции

    Цель :             ознакомить школьников с повестью «Кайдашева...