Познавательное

  • Госпошлина за свидетельство о браке

    «Роль православной педагогики в формировании духовно-нравственных ценностей семьи»

    Доклад директора МОУ школы № 15 Мухиной А.Н. на круглом столе

    «Роль православной педагогики в формировании

    духовно-нравственных ценностей семьи» 25.08.2004...


Современное

  • Двадцать семь тысяч

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...


  • Брак и семья антоний сурожский

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...


  • Древо семьи

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...


Новое

  • Дубровицы загс

    «Роль православной педагогики в формировании духовно-нравственных ценностей семьи»

    Доклад директора МОУ школы № 15 Мухиной А.Н. на круглом столе

    «Роль православной педагогики в формировании

    духовно-нравственных ценностей семьи» 25.08.2004...


Духовно нравственные ценности семьи

Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

- определены теоретико-методологические основы формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы;

- раскрыта сущность и особенности семейных духовно-нравственных ценностей и определены основания их классификации;

- разработана концепция формирования семейных духовно-нравственных ценностей старшеклассников, основанная на аксиологическом единстве школы и семьи, ориентированная на формировании готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), их интеграции в современное инновационное общество;

- разработана целостная модель взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, в которой представлены закономерности, принципы, функции, этапы формирования и взаимосвязанные следующие компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический, организационно-управленческий, рефлексивный, результативный;

- обоснованы педагогические условия успешного формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы;

- обоснована и апробирована эффективная технология формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, основанная на интеграции традиционных инновационных форм и методов во взаимодействии семьи и школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определение теоретических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей вносит значительный вклад в развитие и обогащение теории семейного воспитания школьников за счет следующих результатов:

- уточнение, конкретизация и расширение понятийно-терминологи-ческого аппарата теории формирования семейных духовно-нравственных ценностей; уточнение содержания понятий - «духовность», «духовно-нравственные ценности», «семьянин», «педагогическая культура родителей», «толерантность», «индивидуально-личностная психолого-педагогическая поддержка»; «педагогическое взаимодействие», «опережающее психолого-педагогическое просвещение»; формулирование дефиниций новых понятий: «осознанное (ответственное) родительство», «педагогическая компетентность родителей в изменившейся социальной ситуации», «фамилистическая компетентность педагога»;

- обоснование общих закономерностей формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: согласованное взаимодействие семьи и школы в обеспечении формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, активность субъектов взаимодействия (учащиеся, педагоги, родители) по формированию семейных духовно-нравственных ценностей, выдача удостоверения многодетной семьи единство субъектов педагогического взаимодействия по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей, учет которых придает ценностно-целевую, диалоговую направленность данного процесса;

- уточнение принципов, критерий, функций, направлений, этапов формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы с позиций нравственной бумажный брак отзывы обогащение теории семейного воспитания идеями основополагающего влияния семейных духовно-нравственных ценностей на становление у старшеклассников осознанного (ответственного) родительства (материнства или отцовства) в условиях органического взаимодействия семьи и школы, а также обогащение этой теории идеями аксиологического единства субъектов образовательно-воспитательного процесса как определяющего все виды этого взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретических положений архив загса омска выводов, раскрыты особенности формирования семейных духовно-нравственных ценностей школьников в условиях взаимодействия семьи и школы; показаны основные направления его использования в школьной практике; сконструированы при участии автора и внедрены в массовую образовательную практику учебно-методические пособия по формированию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы. Материалы исследования используются при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и семинаров, учебных и производственных практик, программ переподготовки и повышения квалификации педагогов. Учебные пособия, монографии, учебные программы, методические материалы, подготовленные соискателем по материалам диссертации. применяются в практике подготовки студентов педагогических вузов, руководителей различных образовательных учреждений и организаций, осуществляющих формирование у школьников семейных духовно-нравственных ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: через публикацию основных результатов исследования; в опытно-экспериментальной работе автора; в выступлениях на научно-практических конференциях: Международных – гг.

Киров (2003), Н.Новгород (2006, 2009), Москва (2007, 2009); Всероссийских – гг. Санкт-Петербург (2003, 2009), Москва (2005), Арзамас (2008, 2009); областных и региональных – г. Арзамас (2006, 2008).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены непротиворечивостью избранных теоретико-методологических основ исследования, совокупностью взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленной цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки респондентов и широкой опытной базой исследования; положительными эффектами внедрения результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Насущной задачей современной семьи и общеобразовательной школы является формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни и ответственному (осознанному) родительству (материнству или отцовству) как базовой социально-психологической функции человека. Основной путь эффективного осуществления этой задачи – формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных целей и мировоззренческих ориентиров.

2. Семейные духовно-нравственные ценности в контексте методологических ориентиров исследования (системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фамилистического подходов) – это духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи, его возможность продолжить свой род, фамилию, расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с культурными ценностями; учитывать педагогический опыт человечества возрождения лучших нравственных традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни.

3. Взаимодействие семьи и школы по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей как ядра их личности представляет собой взаимосвязанную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение школьников в социокультурное пространство, постижение ими семейных духовно-нравственных ценностей и смыслов. Содержательной основой этого взаимодействия является совокупность следующих видов семейных духовно-нравственных ценностей в контексте идей герменевтической философии и педагогики: абсолютные (заглавные) ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность); видовые духовно-нравственные ценности: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир); культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды). Формирование у старшеклассников обозначенных видов семейных духовно-нравственных ценностей в их комплексе и взаимосвязи в условиях взаимодействия семьи и школы позволяет оптимально учитывать все факторы, влияющие на становление и развитие ответственного родительства старшеклассников: на уровне общества (макроуровень); на уровне родительской семьи (мезауровень); на уровне собственной семьи (микроуровень); на уровне конкретной личности.

4. Успешное формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы может обеспечить теоретически обоснованная целостная концепция такого взаимодействия, которая учитывает специфику семейных духовно-нравственных ценностей, основывается на комплексе методологических подходов, закономерностей, педагогических принципов, функций, этапов педагогического взаимодействия и включает следующие структурные компоненты: ценностно-целевой; содержательный; критериально-оценочный; технологический; организационно-управленческий; рефлексивный; результативный. Содержательный компонент, ориентированный на формирование готовности старшеклассников к семейной жизни и воспитание у них ответственного родительства, выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность модели, функционирование и развитие ее основных элементов в тесном взаимодействии и взаимосвязи, основанных на достижении гармоничных диалоговых отношений. Результатом реализации концепции является воспитание личности старшеклассника, интегрированного в современное инновационное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей, готового к освоению ролей будущих родителей и формированию «педагогической компетенции родителей» антонов социология семьи точки зрения благополучия своей будущей семьи.

5. Основными педагогическими условиями эффективного формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при взаимодействии семьи и школы в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фамилистического подходов являются следующие их группы: первая группа: условия, способствующие формированию у школьников семейных духовно-нравственных ценностей, эмоционально и оценочно окрашенной совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина (изучение семей учащихся, использование опыта народной педагогики как основы формирования сознательного семьянина, воспитание осознанного родительства у школьников на всех этапах обучения); вторая группа: условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования готовности старшеклассников к семейной жизни и ответственному родительству (совместное планирование воспитательной работы в классе, психолого-педагогический всеобуч для родителей); опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства; работа методической службы «Согласие» для родителей; третья группа: условия, направленные на формирование фамилистической компетенции педагогов и на успешную реализацию их профессиональной деятельности в данном аспекте (осознание педагогом общечеловеческой ценности и личностной значимости семьи, семейной жизни; понимание многоаспектности и полифункциональности семейной жизни; владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями, навыками общения с родными и близкими людьми; обладание необходимыми качествами личности для оптимального выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей; владение нравственными нормами и др.); четвертая группа: условия, обеспечивающие эффективное управление педагогическим взаимодействием семьи и школы по формированию у старшеклассников духовно-нравственных ценностей (стратегическое управление - создание единой Программы по взаимодействию семьи и школы в формировании у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей); тактическое управление - применение в условиях этого взаимодействия здоровьесберегающих технологий и создание единого воспитательного пространства; создание методической службы для родителей); оперативное управление - формирование учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями и родителями семейных духовно-нравственных ценностей у старшеклассников в ходе взаимосвязанной деятельности; рефлексивное управление, обеспечивающее анализ деятельности всех субъектов данного процесса; пятая группа: условия, направленные на эффективную профессиональную подготовку будущего педагога к формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в процессе тесной взаимосвязи и взаимодействия семьи и школы (изучение курсов по государственная субсидия молодой семье - «Семьеведение», «Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей школьников», «Ответственное родительство»; включение старшеклассников в волонтерскую деятельность; включение старшеклассников в исследовательскую деятельность по изучению проблем семейных духовно-нравственных ценностей). Реализация обозначенных педагогических условий обеспечивает аксиологическое единство взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей и успешность деятельности всех субъектов этого взаимодействия: родителей, учителей, руководителей общеобразовательной школы, старшеклассников, семьи, педагогического коллектива, коллектива учащихся школы.

6. Эффективными формами в формировании у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей является совокупность традиционных инновационных форм: коллективные, групповые индивидуальные. Интеграция традиционных инновационных форм взаимодействия обеспечивает стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-школа», основной функцией которой является формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству.

7. Основными показателями сформированности у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при создании собственной семьи являются следующие ценностные ориентации: ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей; на выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач.

Ориентация семьи и школы в процессе взаимодействия на высокий уровень формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает успешность их готовности к семейной жизни, ответственному родительству, гражданским обязанностям.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание диссертации изложено на 426 страницах, из них: 16 таблиц, 3 схемы, список литературы включает 411 наименований, из них 12 на иностранном языке.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования; определяется его цель, объект и предмет; формулируются гипотеза и задачи; представлен обзор методов и этапов исследования; раскрываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Категория семейные духовно-нравственные ценности как объект научного исследования» содержится анализ социально-демографической ситуации развития института семьи в современных условиях, выявляется сущность и особенности категории «семейные духовно-нравственные ценности» в философских, социологических и психолого-педагогических исследованиях, рассмотрена и обоснована классификация семейных духовно-нравственных ценностей.

В диссертации раскрывается демографическая ситуация развития института семьи в современной России как фактора формирования духовно-нравственных ценностей. Показано, что низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения России. За последние десять смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая ситуация приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15-ти лет еще на 22 миллиона человек. По мнению ведущих ученых в области демографии (А.И. Антонов, В.В. Бойко, В.А. Борисов, В.А. Медков), потребность в родительстве, стремление к продолжению фамильного рода, качественное своеобразие воспитательных установок в подготовке потомства к жизни мотивируется национальным и культурным багажом день семьи. На современном этапе общественного развития происходит изменение у подрастающего поколения ценностных ориентаций на создание семьи: снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др. Одной из причин этого явления является деформация сферы семейного воспитания: утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; утрата традиционных нравственных ориентиров, приводящих к тому, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком подарками; представители старшего поколения часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек. Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.

В диссертации на основе анализа феномена «семейные духовно-нравственные ценности» в философской, социологической, педагогической и психологической литературе сделан вывод о сложности, многоаспектности и противоречивости мнений ученых по изучаемой проблеме. Анализ философской литературы показал, что проблема формирования семейных духовно-нравственных ценностей является одной из важнейших в истории развития философии. В диссертации раскрыты и охарактеризованы основные этапы становления теоретического знания о семейных духовно-нравственных ценностях. Выявлено, что семейные духовно-нравственные ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Семейные духовно-нравственные ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, которые составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются в многовековом опыте развития общества. Установлено, что семейные ценности являются важной составляющей духовно-нравственных ценностей. В исследовании характеризуются основные идеи и теории семейных духовно-нравственных ценностей: антропологические идеи (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.Г. Карсавин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк); теория экзистенциализма как философского направления гуманизма формирования семейных духовно-нравственных ценностей (А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс); аксиосферная теория семейных духовно-нравственных ценностей (М.С. Каган); герменевтическая теория становления нравственных ценностей (Г.Н. Филонов); идеи социальных духовно-нравственных ценностей (Д.М. Архангельский, И. Иррлиц, А. Гусейнов, А.Г. Здравомыслов); концепция диалектического материализма о семейных нравственных ценностях (В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейрбах) и др.

Далее в диссертации раскрывается сущность категории «семейные духовно-нравственные ценности» в социологических и психолого-педагогических исследованиях. Анализ научных исследований позволил определить сущность понятия «семейные духовно-нравственные ценности», под которыми следует понимать духовно-нравственные ориентиры, отражающие воспитательный идеал и определяющие цели, содержание, условия, средства и методы семейного воспитания. Семейные духовно-нравственные ценности реализуются в сфере брачно-семейных отношений, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство общества и государства.

Выявлена содержательная наполненность категории «семейные духовно-нравственные ценности», а также содержание следующих понятий: «семейные функции как ценность», «ответственное родительство», «дети», «родство», «семейные взаимоотношения», «чувство любви и взаимное уважение в семье», «воспитание ребенка», «продолжение рода», «материальное благосостояние семьи», «нравственная культура межполовых отношений», «общечеловеческие нормы морали», «семейные отношения», «традиционная этническая культура семейных отношений». Установлено, что важнейшей особенностью семейных workle развод ценностей является результат развития общечеловеческой и национальной духовно нравственные ценности семьи они служат базисом нравственности и реализуются в сфере семейно-брачных отношений; непреходящей ценностью семьи является категория – «дети». В результате научного анализа доказано, что большое влияние на формирование личности оказывает уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают ту среду, в которой происходит успешная социализация ребенка, передаются знания и формируются семейные духовно-нравственные ценности, передается от старшего поколения к младшему опыт семейно-ценностных традиций.

В диссертации представлена классификация семейных духовно-нравственных ценностей с различных научных позиций. В контексте идей герменевтической нравственной философии и педагогики в диссертации обоснована классификация семейных духовно-нравственных ценностей. Показано, что родовыми (абсолютными) духовно-нравственными ценностями являются: любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота, соборность. К видовым духовно-нравственным ценностям относятся: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, свобода и равенство, правда, безопасность, достоинство, мир), культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный лад, традиции, обычаи, обряды). Основанием для классификации служат общие ценности и семейные ценности, разделенные по элементам связи внутри семьи (ценности, связанные с супружеством; ценности, анекдоты про развод с родительством; ценности, связанные с родством) и по функциям, выполняемым семьей (репродуктивная, социализации, экзистенциальная, экономическая, воспитательная и др.) как институтом социализации. Обозначенные виды ценностей раскрыты в содержании диссертационного исследования.

Во второй главе диссертации «Теоретико-методологические основы формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы» рассматривается ретроспективный анализ формирования семейных духовно-нравственных ценностей у старшеклассников; анализируется содержательный аспект этих ценностей у старшеклассников на современном этапе развития общества, раскрывается роль семейных духовно-нравственных ценностей в формировании готовности школьников к семейной жизни и воспитанию у них ответственного родительства.

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы показал, что в исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделяются различные подходы к выявлению специфики духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных, и формированию их у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. В работе показано, что эти подходы объединяет следующее: обращение к гуманному, т.е. человеческому началу. Основная особенность семейных духовно-нравственных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В духовно-нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Все это составляет содержательный аспект семейных духовно-нравственных ценностей, которые формируются у старшеклассников в процессе взаимодействия семьи и школы. В работе подчеркивается, что в этом взаимодействии семья как воспитательная среда имеет оптимальные возможности для постоянного интенсивного общения детей со взрослыми; она дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни; формирует характер, воспитывает семейные ценности социально-нравственного содержания, моделирует структуру и содержание культурно-ценностного совместного досуга; обеспечивает контроль за детьми и подростками. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей детей.

В диссертации духовно нравственные ценности семьи анализ, обобщение и авторское проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности школьников с позиций нравственной герменевтики, включающей цели, задачи, направления, критерии инновационные формы данного «компетентностно нравственно-гуманистического» (Г.Н. Филонов) взаимодействия. Взаимодействие в рамках настоящего исследования понимается как процесс бланк о заключении брака отношений в организации и проведении совместной ценностно-ориентированной и духовно-нравственной деятельности в образовательных учреждениях, основанной на конструктивном диалоговом общении с семьей, расширяющего «мотивированное понимание» субъектов воспитательно-образовательного процесса и приводящего к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия.

. $i?ф

(редварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сенситивного для формирования семейных духовно-нравственных установок. Формирование готовности к семейной жизни и ответственному родительству тесно связано с идеалом семьянина. Социальный идеал семьянина в настоящем исследовании определяется как образ человека, который характеризуется высокой степенью ответственности за семью и ее членов, развитыми способностями и умениями, необходимыми в семейной жизни, гибкостью в семейном общении. Семьянин – многомерное понятие, проявление которого зависит от ценностей, принятых каждой семьей, конкретной семейной ситуации, индивидуально-личностных особенностей личности.

Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает воспитание у них ответственного (осознанного) родительства. Ответственное родительство – это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, и ее ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства.

Подготовка школьников к осознанному родительству начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности; содержание ответственного родительства определяется родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи и родительского дома; определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Читайте далее:

КОММЕНТАРИИ


Отправил(а) Detroit в 11:08

Отсутствие культуры создания отношений.

_____________________________________________________________________


Отправил(а) Михаил Радуга в 23:24

Оба супруга имеют постоянную работу, брак является бездетным.

_____________________________________________________________________

Оставить комментарий


Популярное

  • Вступление в брак в россии

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...

  • Договор о заключении брака

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...

  • Афанасий семь на восемь восемь на семь

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы:

    - определены теоретико-методологические...

Подписка на статьи

Интересное

  • Брак близнецы и рыбы

    Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (18.01.2010)

    Научная новизна исследования определяется...


  • Документы на молодую семью

    «Роль православной педагогики в формировании духовно-нравственных ценностей семьи»

    Доклад директора МОУ школы № 15 Мухиной А.Н....